Морские лекари
В городском дельфинарии рассказали как работает социальный проект реабилитации детей с особенными потребностями.
Он был реализован международным объединением дельфинариев «НЕМО» при поддержке городского акимата.
В рамках проекта за год курс реабилитации прошли более 350 детей ассоциации родителей детей-инвалидов «АРДИ» и реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «МЕЙIРIМ». Дельфинотерапия прописана ребятишкам, у которых проблема с опорно-двигательной системой, нарушение речи, ДЦП, синдром дефицита внимания и гиперактивности, болезнь Дауна и различный спектр невротических расстройств.
В центре с детьми в основном контактируют три дельфина, как их ласково называют, «наши девочки» – Катя, Николь и Юни. У них чистая морская вода, хороший пищевой рацион. У животных стабильное психоэмоциональное состояние. За пять лет здесь появилось на свет 26 дельфинов. Последний – Степа родился в декабре. И сейчас он уже учится лечить маленьких пациентов, перенимая опыт у своих старших сородичей. Самому старшему дельфину, который занимается с детьми, 47 лет. Сейчас он отправился «на работу» в Одессу. Ведь центр помимо Казахстана работает в шести странах – Украине, России, Молдове, Таиланде и Беларуси.
– Наша гордость – Николь, которая считается самым терапевтическим дельфином, – говорит руководитель Центра дельфинотерапии Алексей Полищук. – Этот дельфин рожден у нас, и поэтому мир людей – среда ее обитания. Николь и ей подобные животные быстрее обучаются и лучше своих диких соплеменников понимают человека. Вообще, работать с детьми может далеко не каждый дельфин. Он должен быть спокойным и проявлять максимальное желание общаться. Во время дельфинотерапии мы смотрим, какие нужно решить задачи и с какими животными ребенку лучше на данный момент взаимодействовать. Но зачастую дельфины осуществляют этот выбор за нас. Ведь их нельзя что-либо заставить делать. Если животное не захочет общаться с человеком, то просто отвернется от него и уплывет. Поэтому важно провести подготовительные мероприятия, чтобы установить психоэмоциональный контакт с дельфином. Занятие делится на две части. Сначала мы занимаемся на помосте, затем 10–15 минут ребенок проводит в воде. Это время дельфин тратит на рефлекторное изучение человека, которому нужна помощь. На голове у животного жировая линза, которую многие воспринимают как лоб. Оттуда направляется ультразвуковая волна на человека, находящегося с ним в воде. Таким образом он получает информацию о его биологическом возрасте, состоянии костной и мышечной ткани. У дельфинов очень развит инстинкт социальной заботы. Когда у них рождается детеныш, эти морские животные, несмотря на то что у них достаточно сильная иерархия, начинают дружно о нем заботиться. То же самое происходит с человеческими детьми. Они с ними ведут себя максимально спокойно и коммуникабельно. А вот взрослого человека, который попадает в их среду, дельфины воспринимают несколько по-другому – как члена своей стаи. Поэтому при контакте обязательно должен присутствовать специалист, который подскажет, как пациенту себя правильно вести. Сейчас мы в основном работаем с детьми. Но у нас есть и опыт дельфинотерапии для взрослых. Никакой специалист не может дать той непосредственности, такого эмоционального контакта, как дельфин. Он предлагает детям уникальные коррекционные упражнения и сенсорную стимуляцию. Любопытно, что с каждым ребенком животное выстраивает персональные отношения. Например, мы учим дельфина стоять ровно, чтобы ребенок мог забрать с его носа кольцо. Но с некоторыми детьми, у которых проблема с органами движения, животное ведет себя так, как считает нужным. Животное самостоятельно начинает отклоняться, и таким образом словно заставляя ребенка вытягивать руку.
Или общаясь с гиперактивными детьми, которые не могут совершать одно действие дольше двух минут, дельфин начинает петь, двигать плавником, и таким образом ребенок учится концентрации внимания. Бытует мнение, что дельфины гораздо умнее человека. Могу точно сказать, что они честнее и искреннее нас с вами. И контактируют они с человеком не для того, чтобы что-то от него получить.
Любопытно, что самое лучшее поощрение для дельфинов – человеческое внимание, а вовсе не угощение. Некоторым нравится, когда им гладят животик, другим – когда чешут щечку. К слову, во время дельфинотерапии животное получается всего 200 граммов рыбы, а за 25 минут шоу – целых восемь килограммов. Тем не менее охотнее они занимаются именно лечением людей.
Во время презентации мы узнали немало поистине сказочных историй выздоровления ребятишек.
Восьмилетний Алибек пришел в центр замкнутым и необщительным ребенком. Из него невозможно было вытянуть слово. После пяти занятий мальчика словно прорвало, он стал активным и общительным.
Айгуль врачи поставили диагноз аутизм. У девочки были проблемы, связанные с сенсорикой. Новые объекты, которые другие дети стремятся потрогать, у ребенка вызывали страх и дискомфорт. Работать с ней, признаются специалисты, было крайне сложно. Девочка сначала наотрез отказывалась прикасаться к дельфину. Но благодаря природным особенностям этих удивительных животных завлекать ребенка в игру Айгуль начала менять свое поведение. Вскоре она уже вместе с дельфином бросала колечко. Потом дельфин стал выходить к ней на берег, и ребенок стал дотрагиваться до животного. В конце занятий она его уже обнимала и целовала и даже плакала при расставании. Айгуль начала членораздельно произносить слова. К слову, это не единичный случай, когда после общения с дельфинами у многих детей речь становится чистой и связной.
Тимур пришел в центр с диагнозом ДЦП. Он не мог распрямить руки из-за спазма мышц. Мальчик как мог держался за плавники Николь. Сначала дельфин плыл медленно, потом стал убыстрять движения. Таким образом, у ребенка начали вытягиваться ручки, и спазмирование ослабло.
Сотрудники центра не знают, почему одних детей дельфины встречают бурно и радостно, с другими просто послушно работают.
– Когда мы только открылись, к нам пришли две девочки из центра «МЕЙIРIМ», Николь поднялась из воды и провожала детей стоя на хвостовом плавнике, – рассказывает Алексей. – Дельфин был постоянно с этими девочками и стремился с ними общаться. Или еще случай. У нас есть дельфин Агния, которая очень полюбила девочку по имени Екатерина, приехавшую к нам из Чечни. Эта крепкая дружба длится уже третий год. Когда ребенок только входит в зону бассейна, Агния не находит себе места от переполняющих ее эмоций.
В завершение форума детей с ограниченными возможностями ждало шоу их морских любимцев, а также подарки, стол со сладким угощением.
Наталья Вержбицкая, Фото Юрия Выблова, Вечерний Алматы
Комментарии
Комментарием пока нет.